Традиционные элементы японского интерьера
Если вы когда-нибудь были в комнате с традиционным японским интерьером, то скажите, что вы запомнили в первую очередь? Маты татами на полу, которые вы ощущали своими ступнями, перегородки сёдзи, через которые проходит свет снаружи, и рисованный свиток, который помещен в специальном алькове. Все это элементы традиционного японского интерьера. Исследование появления и использования этих элементов, вот тема нашей статьи. Как писал Атсуши Уеда (Гармония японского дома), " история японской архитектуры связана с борьбой с колоннами", так же говорил и европейский архитектор Ле Корбузир, что европейская архитектура всегда "в борьбе с окном" высказывание Уеды показывает нам основное отличие восточной и западной архитектуры, в том числе и японской, в западной архитектуре вся нагрузка строения ложится на стены, в то время как в японской архитектуре нагрузка приходится на колонны, такое отличие определят разницу в интерьере.
Японский интерьер: Синден-зукури
Впервые стиль синден появился в период Хеян, в этом архитектурном стиле были выстроены резиденции знати. Стиль синден копировал залы поклонения в буддийских храмах, а так же бисимметричные строения династии Танг. Залы соединялись друг с другом крытыми переходами. Интерьер стиля синден так же был похож на храмовые залы, полностью открытое пространство, исключая круглые колонны. Центр главного зала называется «моя» (moya) и он окружен двумя группами колонн. Внутренне пространство искусно разделялось различными перегородками и ширмами, например бёбу (byobu), тростниковые занавесы,сударе (sudare) и перегородки кичо (kicho). Пол был обшит досками.
Японский интерьер: Сукия-зукури
Последний архитектурный стиль который мы опишем, это сукия-зукури. Стиль сукия пришел от чайной церемонии, дословно слово sukiya означает павильон для чайной церемонии. Стиль сукия начал свое развитие в эпоху Азучи Момояма из стиля сёин. In стиль сукия отличается небольшими помещениями с функциональным и продуманным дизайном. Некоторые чайные павильоны имеют площадь от 6 матов татами до 1 и 3/4. Объединение стилей сукия и сёин дало новый стиль сукия-зукури. Стиль стал очень популярным среди жителей городов в середине эпохи Эдо и был популярен до ее окончания (1750 -1867).
Японские татами и полы
Слово татами (tatami) образовалось от произношения татаму (tatamu), которое означает - сворачивать или подворачивать. На протяжении периода Хеян окитатами (okitatami) представляли из себя тонкие маты, которые использовались только в изолированных местах. Так как в основном настил был деревянным, . окитатами были очень универсальны, они использовались и как подушка и для сиденья, и как маты для сна в зависимости от того был он сложен или же нет. Высота татами, а так же цвет отделки, служили показателем статуса при дворе. В период Муромати, татами приняли привычный и известный нам сейчас облик, тонкий мат из прошитой рисовой соломы, токо (took), или с покрытием из тростника, игуса (igusa). Размер татами в итоге был приведен в соответсвии с размером спального места. С приходом стиля Сёин- зукури сильно расширилось применение матов татами, в итоге ими покрывали всю площадь деревянного настила, а площадь комнаты стали измерять в количестве необхолимых под нее матов.
Детали японского интерьера - Сёдзи / Фусума и Рамма
Трансформации перегородок до Фусума и Сёдзи заняла сотни лет, первые перегородки были сделаны по примеру дверей, наборные деревянные щиты в каркасе. Щиты в итоге закрыли плотной бумагой, которая так же использовалась художниками, в качестве полотна. Далее, в начале периода Хеян щиты заменили на легкие рамочные каркасы. В конечном счете полупрозрачная бумага, Сёдзигоми , стала приклеиваться к рамочному каркасу, так были изобретены двери Фусума и Сёдзи. В итоге только слово Сёдзи стало использоваться для отличия от дверей Фусума, а полным названием является - Акари Сёдзи.. Сёдзи могут быть абсолютно любого вида, в зависимости от каркаса и рамки, например Юкими-Сёдзи, или «Сёдзи для наблюдения за снегом», в которых вставлено стекло в нижней части двери.
Детали японского интерьера - Токонома
Одним из главных элементов стиля сёин это альков Токонома, в котором выставлялись рисунки, экибана и вообще все искусство. Стиль синден, в то время, как на бёбу (byobu) выставлялись произведения искусства, там было неудобно вывешивать какемоно (kakemono), настенные свитки. Такие свитки были привезены от династии Сунг, и стали очень популярным вилом искусства для самураев и нобилей. Для подвесных свитков стали использовать специальное место, где их красота могла быть оценена по достоинству. Для начала устроили вертикальную деревянную стенку в специально выбранном месте. Более основательно подготовленное место для свитка осиита (oshiita) было предшественников алькова Токонома, это было широкое и небольшая по глубине выемка. В этом месте вешался один или два свитка, внизу стоял столик с курительницей митсугусоку (mitsugusoku) , вазой с цветами и светильником.
Информация была взята с сайта:
http://www.cultline.ru/