В Японии издревле существует обычай, по которому обветшавший деревянный храм в определенные сроки воссоздается в качестве точной копии старой постройки. Благодаря этому мы можем иметь достоверное представление об архитектуре древних сооружений. Вообще, в Японии очень заботятся о сохранности того, что было создано в старину. Об отношении японцев к памятникам старины может свидетельствовать такой пример. В одном из монастырей есть так называемый «сад камней»: небольшая, покрытая песком площадка, на которой живописными группами расположены камни. Эта композиция, созданная более четырехсот лет назад, поддерживается в порядке и сохранности по сей день.
В VI в. в Японию из Кореи проникает буддизм, а затем и формы китайской архитектуры. Буддийские храмы и пагоды строились в Японии китайскими или корейскими архитекторами, даже черепицу для них привозили из-за моря. Одно из таких сооружений - храм в г. Нара, являющийся выдающимся историческим памятником, национальной святыней.
В средние века культурное влияние Китая продолжалось (кстати, японская письменность создана на основе китайских иероглифов). В VIII- XII вв. японские императоры, стремясь упрочить свою власть, вводили в стране порядки по образцу Китая, где личность императора обожествлялась и вся страна существовала как бы ради него. При строительстве новых столиц - Нара и Киото - за эталон брались жестко регулярные планы городов и для руководства работами приглашались специалисты из Китая. Подражая блеску и напыщенности китайских богдыханов, правители Японии строили дворцовые храмовые постройки в китайском стиле.
В конце XII в. в Японии произошел государственный переворот, в результате которого власть императора стала номинальной, а фактически страной управлял верховный военачальник. Господствующая военно-феодальная каста стремилась к тому, чтобы в стране царил дух строгости, соблюдения традиционного жизненного уклада. Стремясь к неизменности установленных порядков, эти правители установили в стране замкнутый режим и проявляли недоверие ко всему иностранному (сначала китайскому, а затем и европейскому). В Японию перестали приезжать архитекторы и мастера-строители из Китая и Кореи, прекратились поездки японской знати в эти страны. Это привело к ослаблению влияния в Японии китайской архитектуры и к усилению старых национальных традиций.
Все же со временем иностранное влияние возобновилось. Крупные феодалы строили для себя дворцы-замки, а поскольку в стране почти не было традиций каменного строительства, в сооружении замков участвовали китайские архитекторы и португальские инженеры.
В XVII-XVIII вв. военные правители проявляли склонность к возвеличению своей власти, и это отразилось на архитектуре, которая снова должна была отличаться показной представительностью. Дворцы, мавзолеи, храмы возводились в стиле китайской архитектуры того периода.
В 1867 г. император берет власть в свои руки и предпринимает меры для приобщения страны к экономической и культурной жизни промышленно развитых стран мира. В Японии европеизируются образование и военное дело; налаживаются оживленные связи с другими странами. С тех пор архитектура Японии развивается в общем русле архитектуры капиталистических стран.
Вследствие того что на протяжении веков дворцы и храмы в Японии возводились в китайском стиле, у посещающего страну туриста может создаваться впечатление, что ее архитектура не отличается от китайской. Однако национальное зодчество Японии имеет иной облик.
Буддизм в Японии не вытеснил древний местный культ - синто. Японцы исповедуют одновременно обе религии, считая, что одно другому не мешает. Правда, поскольку буддизм на протяжении веков являлся официальным культом, буддийские храмы, строившиеся в китайском стиле, преобладают.
Японский синтоистский храм резко отличается по своему облику от буддийского. Это очень простое по форме здание, с двускатной крышей, кровля которой сделана из уплотненного слоя тростника или соломы. Постройка стоит на столбах, так что главное храмовое помещение находится на втором этаже. Вокруг него устроена открытая веранда, представляющая собой обход, защищенный от осадков и солнца выступающими свесами крыши. Полностью отсутствуют какие бы то ни было украшения - резьба, росписи, декоративные детали и т. п. Живописные детали на коньке имеют практическое назначение: эти накладки в виде крестовин и горизонтальных брусков служат для укрепления конструкции. Декоративный эффект достигается высоким совершенством работы. Детали здания выполнены точно, поверхности их отделаны тщательно. Качеству работы придавалось этическое значение.
На территории храмового участка имеются и другие строения; в отличие от китайских храмовых комплексов эти сооружения расположены на участке свободно, не подчиняясь строгой симметрии. Символические ворота, установленные перед входом на территорию храма, сделаны из дерева. Они отличаются от китайских и индийских простотой формы и отсутствием украшений.
О синтоистских храмах древности можно судить по сооружений, дошедшим до нашего времени (как уже говорилось, храмы перестраивались с соблюдением форм старой постройки).
Храмовая архитектура всех народов так или иначе восходит к формам жилья. Синтоистский же храм вообще не отличается от жилого дома.
Конструктивно японские постройки сходны с китайскими: деревянный каркас и высокая крыша. Но в Японии нет китайской усложненности - ни вычурности силуэта крыш, ни измельченности деталей, ни обилия декора. Строго говоря, украшений вообще нет, и это делает архитектуру Японии совершенно особенной в зодчестве всего мира. Синтоистская религия не была официальным культом, и при формировании облика синтоистских храмов не ставилась задача воздействовать на психику людей грандиозностью и величием. Религия синто заключается в поклонении духам природы, она мало подходила для того, чтобы ее использовали в своих интересах власть имущие, так что не случайно в Японии была принята в качестве официальной религия иноземного происхождения - буддизм, проповедующий покорность судьбе.
Обожествление природы, почитание естественного привело к характерным особенностям эстетических представлений японцев. Они не окрашивают деревянные части построек, потому что, по их понятиям, древесина должна выглядеть такой, какой ее создала природа. В японском саду нет аллей, штакетников и клумб, потому что их нет в природе.
Японский жилой дом представляет собой объем прямоугольной формы, поставленный для защиты от сырости на столбы или, если место сухое, прямо на землю. Обязательная часть жилища - открытая веранда, навес над которой образуется выступающим свесом крыши (он может быть консольным или подпертым деревянными стойками).
Несущей конструкцией постройки является деревянный каркас. Из-за частых в этой стране землетрясений, а также вследствие того, что имелся хороший строевой лес, камень в строительстве здесь до XVI в. почти не применялся. Легкие деревянные решетки в верхней части стен и широкие двери (представляющие собой просто раздвижную часть ; наружной стены) способствуют связи внутреннего пространства дома с внешним пространством природы, с садом, являющимся важной частью японского жилища. Внутреннее пространство дома членится тоже посредством раздвижных и перемещаемых перегородок. Мебель в японском жилом доме почти отсутствует, а различные предметы быта, когда ими не пользуются, убираются в ниши и шкафчики.
Существенный недостаток японского жилища - неприспособленность к холодной погоде. Японский дом - это прежде всего крыша. Стены представляют собой деревянные рамы, оклеенные бумагой; они раздвигаются, можно их и вовсе снять. Зимой в Японии довольно холодно, но жилище не отапливается: это бесполезно, если стены представляют собой легкие ширмы. Люди греются у жаровен с углем, а перед сном, чтобы согреться на ночь, окунаются в бочку с горячей водой.
Японцы считают, что особенности устройства их жилища унаследованы ими от далеких предков, обитателей стран Южных морей, где сырой и жаркий климат побуждал строить жилища таким образом, что главными его частями были крыша, защищающая от солнца и дождя, и приподнятый над землей помост для предохранения помещений от сырости. С тех пор как люди переселились в более холодные места, прошли тысячелетия, но ни время, ни климат не изменили древних традиций.
Итак, для японской архитектуры характерны легкость конструкций и зрительная легкость форм, а также незамкнутость пространств, связь интерьера с внешней средой. Ей чужда идея неподвижной монументальности, статичности; она отличается простотой, ясностью образа, лаконичностью. Конструкции здания оставлены открытыми, а формы конструкций не видоизменены какими-либо деталями, не имеющими практического назначения. Фактура материалов не скрыта штукатуркой, облицовкой или покраской. Застройка осуществляется по принципу свободной планировки, без нарочитой симметрии и других предвзятых композиционных построений.
Зодчеству Японии несвойственна грандиозность. Архитектура не представляется человеку в виде импозантных сооружений. Наоборот, замысел архитектора совсем иной: человек как бы не должен замечать архитектуры.
Она ему открывается исподволь, не навязываясь, не выкладывая всего сразу, не стремясь «произвести впечатление». Эта скромность соблюдалась даже при сооружении загородных вилл знати, ибо пышными строили лишь здания, предназначенные для представительства, а частная жизнь по традиции протекала в архитектурной среде, выдержанной в «старом стиле» (так называли японцы стиль своей национальной архитектуры в отличие от китайского) .
Традиционное зодчество Японии привлекло к себе внимание европейских и американских архитекторов новаторского направления первой половины XX столетия. Его формы удивительно соответствуют эстетическим вкусам современности. Фотоснимок интерьера японской виллы, построенной триста лет назад, выглядит так, как будто он сделан в современном здании.
Как и всякая архитектура, японская связана с психологией и эстетическими взглядами ее создателей. Японцам присуща скромность бытовой обстановки, им чуждо стремление блеснуть, произвести эффект. В традиционном японском театре актеры выражают эмоции сдержанными жестами. Прославленная вежливость японцев отразилась и в их архитектуре: она деликатна и скромна.
Тонкость и вкус японцев в отношении к искусству можно проиллюстрировать таким примере. В каждом доме есть несколько произведений живописи, но они спрятаны; на стене висит одна картина, пока ее не заменят другой. Для японца вывесить в одной комнате несколько картин все равно что включить одновременно несколько магнитофонов.
Большое внимание уделялось устройству сада при доме. Сад невелик по размерам, но каждый его уголок тщательно проработан, чтобы воссоздать естественный пейзаж в миниатюре. Планировка сада живописная, рассчитанная на восприятие движущимся зрителем, на смену картин и впечатлений. Сад мыслился как образ природы; его композиция и отдельные части имели символический смысл, так же как специфическое для Японии искусство компоновки цветов в вазе.
При загородных дворцах китайской знати тоже устраивались сады со свободной, непринужденной планировкой. Но в отличие от японских садов китайские обильно украшены беседками, мостиками, воротами и оградами причудливой формы, скульптурой, цветными фонариками.
Японцы любят природу, понимают и ценят ее красоту. Привычка с детства ценить красоту природы, красоту естественного воспитывала определенные эстетические взгляды. В архитектуре, как и в вещах, они ценят простоту и естественность - ту простоту и естественность, которой учит человека природа.

Информация была взята с сайта:
http://www.cultline.ru/